Исторический обзор развития пчеловодства

       Современным исследователям невозможно точно определить время, когда человек или его предок заинтересовался медоносной пчелой, вернее, одним из основных продуктов ее жизнедеятельности - мёдом.
       Наиболее ранние археологические данные, говорящие об этом, относятся к эпохе каменного века.
       Сохранились отдельные наскальные рисунки, на которых изображены сцены охоты за мёдом.
       В Испании возле Валенсии обнаружен рисунок, относящийся к каменному веку. Он изображает человека, окруженного пчелами и извлекающего из пчелиной постройки мед.
        Возникновение и развитие древнейших цивилизаций в Азии, Африке и Европе самым непосредственным образом сказалось на отношении человека к пчеле. Видимо, тогда появляются и совершенствуются все формы и виды культурного пчеловодства, возникшего в конечном итоге из охоты за медом, которая продолжает существовать в том или ином виде вплоть до наших дней.
        О высоком уровне пчеловодных знаний и практики в Ассиро-Вавилонии, Древнем Египте, Древней Индии, Китае и др. свидетельствуют многочисленные письменные памятники и устные эпические сказания.
        Мед здесь уподобляется напитку богов, а элементы мироздания нередко аллегорически связываются с частями пчелиного гнезда. Даже бог любви в индийской мифологии вооружен луком, тетива которого состоит из пчел.
        В Древнем мире уже хорошо было известно кочевое пчеловодство. Наиболее оригинально оно практиковалось в Египте, где ульи с пчелами перевозили по Нилу на плотах. Из Нижнего Египта пчел перевозили в Верхний Египет, где медоносные растения цвели на шесть недель раньше, а затем жители возвращались домой с большим сбором меда.

 Рис. 3. Рисунок, показывающий, как в древнем Египте получали мед и разливали его по сосудам для хранения

Рисунок, показывающий, как в древнем Египте получали мед и разливали его по сосудам для хранения.

        Древнеегипетские источники хранят данные о пчеловодстве, но ранее археологам не удавалось отыскать на Ближнем Востоке ульи необходимого возраста. «Бытовые сцены, изображаемые на стенах, вполне могли быть плодом воображения, — говорит Ги Блох (Guy Bloch), один из авторов работы. — Но теперь у нас появились вещественные доказательства».
        Группа археологов из Еврейского университета в Иерусалиме, Университета Сан-Паулу и Франкфуртского университета им. Гёте представила доказательства того, что найденные при раскопках древнего города Тель-Рехов на севере Израиля цилиндрические глиняные предметы служили ульями.



        Они сообщили об обнаружении более 30 предполагаемых ульев длиной около 80 и диаметром в 40 см, имевших отверстие в днище и глиняную крышку. По данным радиоизотопной экспертизы предметы были датированы X–IX веками до н. э.
        Новая работа учёных содержит результаты исследования останков рабочих пчёл, трутней, куколок и личинок, найденных в ульях. Как оказалось, эти насекомые относятся не к местному (сирийскому) подвиду Apis mellifera syriaca, а к подвиду A. m. anatoliaca, встречающемуся сейчас в некоторых областях Турции.
        «Импорт» пчёл был вполне разумным решением: турецкий подвид менее агрессивен и может давать в несколько раз больше мёда, чем сирийский. При этом A. m. anatoliaca были адаптированы к влажному и относительно холодному климату, и их разведение в тёплом и сухом северном Израиле стало, вероятно, очень сложной задачей для древних пчеловодов.


Древняя пасека (иллюстрация из журнала Proceedings of the National Academy of Sciences)


        В Древней Греции считали, что с пчеловодством людей познакомил Аристей - царь Аркадии, сын Аполлона. Греки имели большие познания в пчеловодстве, ряд греческих законодательных актов был специально посвящен пчеловодству. Например, в одном из них говорилось, что новые пасеки нельзя размещать на расстоянии менее 275 метров от ранее установленных.
        Многие выдающиеся древнегреческие ученые с интересом наблюдали за жизнью пчел, изучали ее, писали обо всем увиденном. Эти ученые сделали немало открытий, способствовавших дальнейшему прогрессу культурного пчеловодства.
        Очень интересны наблюдения Ксенофонта и особенно Аристотеля, оставившего нам ряд своих трудов по этим вопросам.
        Аристотель подробно описывает жизнь пчелы от момента, когда в ячейку откладывается яйцо, и до деятельности взрослой особи. Именно Аристотель впервые подверг критике распространенную тогда теорию зарождения пчел от рогатого скота, о которой нам известно из высказываний Демокрита и других ученых.
        Аристотелю были хорошо известны некоторые механизмы деятельности пчел, отдельные их болезни, враги. Он знал, например, что мед пчелы переносят в медовом зобике, а пыльцу - на ножках, отмечал, что в течение одного вылета пчелы посещают цветки одного вида растений и т. д.
        Сделанное Аристотелем в области «теоретического» пчеловодства в течение почти полутора тысяч лет оставалось главным, чего достигли в этой области в Европе.
        Вслед за греками древние римляне оставили нам немало письменных памятников, в которых значительное место отведено описанию жизни пчел и пчеловодству, Среди них немало и чисто художественных, например поэтические произведения Виргилия, который был не только знаменитым поэтом, но и пчеловодом.
        Очень подробно о пчелах и пчеловодстве пишет римский ученый Варрон, который называет несколько типов ульев, изготовляемых из различных материалов — лозы, древесины, коры, дуплистых стволов, глины и тростника.         В первое тысячелетие новой эры в Европе были широко распространены как охота за медом, так и бортевое и пасечное пчеловодство.
        В различных частях континента вырабатывались свои особые приемы и методы пчеловождения, складывались собственные типы ульев, свойственные для того или иного, порой очень обширного, региона. Именно в эту пору в Европе выделяются по своим особенностям пчеловодства несколько зон.
        Наиболее обширные из них - южно-европейская (к югу от Альп), восточно-европейская (к востоку от р. Эльбы, самая обширная) и западноевропейская (к западу от р. Эльбы).
        В восточно-европейской зоне примитивная охота за медом постепенно вытесняется бортевым пчеловодством, в южно - и западноевропейской зонах господствует пасечное пчеловодство. Именно в этих двух последних зонах к XVI-XVII вв. появляется наибольшее количество практических новшеств, касающихся пасечного и ульевого пчеловодства, печатаются первые специальные книги.
        В восточно-европейской зоне к этому времени, то есть к XVI-XVII вв., бортевое пчеловодство начинает постепенно вытесняться пасечным, ульевым и колодным. Особенно ощутимо это становится в западной части зоны, где уже в XVI веке даже выходят в свет специальные пособия по ведению пасечного хозяйства.
        В 1614 г. в польском городе Замостье в типографии местной академии издается «Наука о пасеках», записанная со слов В. Концкого. Эта книга-первый специальный трактат о пчеловодстве у восточных славян.

Источник: журнал Пчеловодство

назад

       
обратите внимание
  • хххххххх
  • хххххххх
  • хххххххх
  • хххххххх