Магазин пчеловодного инвентаря и оборудования для пасеки

8 (49232) 2-48-62
8 910 188 82 81

       

Судогодский уезд.

        До прихода в XI веке на земли нынешней Судогды славян, здесь с незапамятных времён жили финно-угорские народы: по левому берегу реки Судогды и к югу (начиная с нынешнего Гусевского района) - мещера, по правому берегу Судогды (и до Оки) - мурома. По другую сторону Клязьмы проживал народ меря. Финно-угры и давали названия большинству рек этого региона. И название реки "Судогда" - скорее всего от финно-угорского "Суткеда", позже - "Судгеда", что означало "Извилистая" (так же, как, скажем, "Вологда" от "Валгеда" - "Белая")...
        Другое название Судогда означает "чистая вода". Действительно, река Судогда с её многочисленными притоками - одна из самых чистых рек области. Судогодские предания рассказывают, что сам Иван Грозный во времена Казанского похода купался в её хрустальной родниковой воде.
        О времени первоначального основания поселения на месте нынешнего города Судогды никаких письменных свидетельств не сохранилось, но несомненно, что уже к началу XVI века селение здесь существовало.
        Первое летописное упоминание о Судогде датируется 1529 годом. В 1529 году волостное сельцо Судогда отдана московским князем Василием III «на кормление» московскому боярину Карамышеву, которого отправили в ссылку под видом укрепленОГородеСудогдаия государевой власти на местах. Карамышев проводил учет рекрутов в судогодских землях, сбор податей и налогов. В 1533 году, после смерти Василия III, вернулся в столицу.
        В 1552 году великий царь Иван Грозный проезжал через Судогду и Муром на Казань, а потом обратно со своими ратниками возвращался с победой. Именно в Судогде царь получил весть от гонца о рождении первенца от жены Анастасии.
        В начале XVII века здесь была уже слобода, составлявшая вотчину дворянина Ивана Грязева. Этот Грязев был думным дьяком царя Михаила Федоровича, на него царь возлагал очень важные поручения. Так в 1615 году он, будучи подьячим, отвозил царскую грамоту английскому королю Якову, а в 1631 году Грызев был послом у датского короля Христиана IV. Этому дьяку Ивану Грязеву царь Михаил Федорович в 1628 г. пожаловал в вотчинное владение слободку Судогду с деревнями Офониной, Ушаковой, Степачевой и Лавровой. В царской грамоте эта царская милость мотивируется тем, что дьяк Иван Грязев усмирил Ногайских мурз под Астраханью, привел их «под царскую руку», в подданство русскому царю. При Иване Грязеве в слободке Судогде была построена церковь Николая – чудотворца. В 1634 году дьяк Иван Грязев умер, и пожалованная вотчина перешла к его жене; в 1640 году умерла и жена Грязева, а слободка Судогда с деревнями перешла во владение Московского Симонова монастыря, согласно завещанию Грязева.
        Испокон веку пролегал здесь путь к восточным землям. Даже сама легенда о том, как Судогда стала городом, связана именно с этой дорогой. Предание гласит, что здесь чуть было не погибла Екатерина II. Путешествуя по России, она оказалась в пойме Судогды, где ее карета увязла, да так, что экипаж проваливался все глубже, пока его все-таки не спасли. Императрица произошедшим была очень напугана и в память о спасении приказала возвести здесь собор за казенный счет, а также повелела учредить слободку Судогду городам и дала жителям ряд привилегий.
        В 1781 появился герб города. В его верхней части расположился лев со скипетром, символизируя принадлежность к Владимирской губернии, а в нижней части герба четверо серебряных граблей в знак того, что основным занятием судогодцев признавалась заготовка сена, которое вывозилось даже на продажу.

«Опытная пасека», 1914 г.,№№ 4.

назад

на главную