Магазин пчеловодного инвентаря и оборудования для пасеки

8 (49232) 2-48-62
8 910 188 82 81

       

История образования Шуйского уезда

       Согласно одной из версий, древнее поселение на месте Шуи основали угро-финские племена чудь и меря (западные мари); и название его может происходить от финского слова «суо» — болото, озеро, болотистая местность. По другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»). В пользу этой версии говорит и местоположение Шуи: с северо-западной стороны её до самой новой застройки облегала река, на возвышенном берегу которой город и получил своё основание. С юго-востока он был окружен непроходимым болотом (следы его сохранились и поныне, а некоторые близлежащие улицы и теперь еще называются Моховыми да Болотными). На господствующей высоте, достигающей сотню метров над уровнем реки, первые шуяне возвели детинец, окружив его земляным валом.
        В XX-ом веке неподалёку от Шуи были обнаружены древние захоронения (так называемые Семухинские курганы), относящиеся к X—XI векам. Найденные там монеты и другие предметы обихода свидетельствуют об активной торговле местных поселян с норманнами и Арабским Востоком.
        За древнее происхождение Шуи говорит и любопытное предание, согласно которому она некогда была столицей белой России (Северная Русь, Ростовская земля), и само слово «шуя» на сарматском языке означало «столица». Сарматы — один из дославянских народов России. Об этом же говорится в книге «Картина России», изданной в 1807 году в Москве, с оговоркой на титульном листе, что она написана «из верных источников»: «Древние наши писатели под именем Белой России разумели Польской и Мерянской, или Суздальской предел с принадлежащими к ним областями… так, что границы сея области простирались на север до Великой Руссии по Волгу, на восток до Югров и вниз по Волге до устья реки Оки с Мордвою, на юг до Оки же с княжеством Рязанским и Болгарами, а потом до реки Воронежа. Престол древнейший во время Сарматских государей в сей части был град Шуя; при Владимире Ростов; но Юрий II перенес его в Суздаль; Андрей II во Владимир, Иоанн Калита в Москву».
        Однако, первое документальное свидетельство о городе Шуя относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем и именно от неё город ведет своё летоисчисление. До этого город был известен под названием Борисоглебская слобода, в честь расположенной в нём церкви Святых Бориса и Глеба. С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведёт свое начало от Василия Кирдяпы — одного из Суздальских князей. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский — последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606—1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне пригород Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория пл. Союзной) были осадные дворы, принадлежавшие князю И. И. Шуйскому, князю Д. М. Пожарскому и др.
        Внимание царствующих особ к городу не ослабевало на протяжении многих веков. Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил её в числе других 19 городов в состав опричнины (1565—1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Фёдору.
        В 1609 г. город был разорён поляками, а в 1619 — литовцами.
        В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I . Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне — чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654—1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Пётр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царем на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своём месте в Воскресенском храме.
        В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах.
        Побывал в Шуе и ещё один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В. А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан — богатейших купцов Посылиных и Киселёвых.
        Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы — в 1654 г. в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании. В это же время Шуя славилась ярмарками.
        В 1781 г. российская императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделённый на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард — символ губернского города Владимира; в нижней части — «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова 1629 г. Уже в XVI веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI—XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».

назад

на главную