Магазин пчеловодного инвентаря и оборудования для пасеки

8 (49232) 2-48-62
8 910 188 82 81

       

Александровский уезд.

        Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно происхождения названия города. Так, краевед Н.С.Стромилов (1842-1895) выдвинул три версии. Согласно первой из них, прежде это поселение носило название Новая слобода, однако в XV веке его переименовали в Александровскую, чтобы отличать от другой Новой слободы, расположенной в 5 верстах от нее.
        По другой версии, здесь мог стоять станом князь Александр Невский, когда навещал своего отца в Переславле. В XIII веке здесь было заложено селение Александровское. Однако до настоящего времени нет документов, которые бы подтверждали эту версию.
        Еще одна версия связывает название слободы с именами ее владельцев. Так, в XV веке этими землями владел князь Александр Иванович Ростовский, по прозвищу Хохолок (умер до 1474 года), праправнук Ивана Калиты (ок. 1283 – 1340 или 1341). При князе Юрии Дмитриевиче землями рядом с Александровской слободой владел боярин Александр Владимирович. В конце XV – начале XVI века хозяином слободы был Александр Иванович Старков. Согласно писцовым книгам 1506-1510 года, его брат Алексей получил в наследство слободу и переименовал ее в Александровскую.
        Согласно археологическим исследованиям, первые поселения в этом районе появились в эпоху мезолита. 3-1,5 тыс. лет назад здесь существовали поселения дьяковской культуры – городища Рупусово (близ деревни Рупусово) и Золотая Чаша (около Антонки).
        Дьяковцев сменили финно-угорские племена мурома и меря, которые впоследствии смешались с пришедшими сюда в конце I тыс. н.э. славянскими племенами ильменских славян, кривичей и вятичей. В начале II тыс. н.э. эта территория вошла в состав Ростово-Суздальского княжества, с 1175 по 1302 года – в Переславль-Залесское княжество, а затем – в Московское княжество.
        При князе Иване Даниловиче Калите (ок.1283 — 1340 или 1341) разоренные татарами земли вокруг Москвы начинают заселяться «слободами» — пришлыми людьми. Одним из слободчиков был боярин Андрей Кобыла (умер после 1347 г.), первый достоверно известный предок дома Романовых. Двор Андрея Кобылы располагался в 10 км от нынешней Александровской слободы, в Кобылиной Слободе, ныне деревня Калинино.
        После 1340 года часть земель переходит во владение митрополитов Московских. В это время на дороге, ведущей от Троицкого монастыря к Переславлю-Залесскому, появляется Великая слобода. Центральным селом владел боярин Александр Иванович Старков, которое после его смерти перешло к его брату Алексею и получило название Александровской слободы, впоследствии – Старая Слобода.



Выдержки из статьи опубликованной в газете "Голос Труда", Александровского района.
14.08.2012

О МЕДОВОМ СПАСЕ. ГДЕ ЦВЕТОК, ТАМ И МЕДОК


        Нужно сказать, что в наших местах нет ни молочных рек, ни кисельных берегов, ни ярых сладчайших медов. А почему? Ведь, когда-то южные волости Александровского уезда были составной частью Бортного стана, Бортного пути.
        Еще сто лет назад этим вопросом озадачилось губернское и уездное земство: почему наше сельское население не разводит пчел и не производит мед, и вообще, игнорирует пчеловодство. Вот, что по этому поводу думал и написал в 1902 г. А.Г. Троицкий, после общения с местными священнослужителями.
        Поскольку, в силу природных условий, пасеки большею частью мелки, поэтому крестьяне относились к ним довольно пренебрежительно, считали это дело лишней работой, непроизводительной, а в неблагоприятные годы «убыточным» (сообщение священника Ботовской волости Алекс. уезда). Тот же священник сообщал, что местное пчеловодство стоит вне корыстных целей, так выглядит на практике. Священник из Тирибровской волости полагал, что из-за отсутствия времени, знания и материального достатка, пчеловодство является у нас некоторой забавой, чем промыслом.
        Священник из Александровской волости считал, что пчеловодство у нас не сокращается и не увеличивается, так как любителей пчеловодства в приходе нет, если есть, то случайные и в небольшом количестве.
        Пчеловодство хороших доходов не приносит. Псаломщик ведет пчеловодство потому, что его отец много лет занимался им и оставил сыну приличный пчельник. Остальные пчеловоды обзавелись пчельниками от диких пчел, случайно найденных в лесу в древесных дуплах – атавизм бортного промысла (Нушпольская волость). Все сообщения указывают на небрежное отношение к делу, на неумелое ведение пчеловодного хозяйства, случайное занятие пчеловодством.
        По мнению священника из Константиновской волости медосбор в уезде слаб. Продолжительность взятка – 3-4 недели, время цветения садов (яблонь, вишни, малины, крыжовника, смородины разных сортов), вот все с чего пчелы берут взяток.
        Бедность цветущего газона, по мнению пчеловодов-священнослужителей, служит сильнейшим тормозом для дальнейшего увеличения пасек. В 22 приходах пчеловодство отсутствует либо из-за недостаточности лиственных лесов, либо из-за холодных болотных рос. В Александровском уезде преобладал взяток луговой. Луга больше суходольные, или заболоченные, т.е. немедоносные.
        Оказывается леса за несколько сот лет к концу 19-го столетия были повырублены, пашни на 1/3 были паровыми, т.е. без разнотравья, гречихи почти не сеяли, садов было очень мало и те были небольшими Непонятно, откуда же прежде брались бортники, местные медовары. Какой же мед на пиру по усам тек? Неужели импортный, из иного княжества?
        А как у нас обстоят дела с пчеловодством сегодня? Что сделано для развития медовой отрасли? Отвечаю: сегодня владимирское пчеловодство «на подъеме»: установили себе единый День пчеловодов Владимирской области – 14 августа. Введен закон Владимирской области « О пчеловодстве», ст.30. А пчелы знают о нем? Что пишут о местном пчеловодстве и его продукции в Интернете? Продается мед в Александрове: алтайский, воронежский, кавказский, башкирский и т. д. Нет только местного. Зато продаются ульи, пчелосемьи… Но кому - таким же аховым пчеловодам, какими были местные крестьяне 100 лет назад, т.е. дачникам и прочим любителям? Думаю, медовый Спас не про нас. Или я не права?

В. БОРАВСКАЯ.

назад

на главную